VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы (источники) права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002064
Тема: Формы (источники) права
Содержание
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА
государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему: «Формы (источники) права.»



Выполнил студент 1 курса   
учебной группы ЮД-16
очной формы обучения
специальность (направление
подготовки) юриспруденция
Матрос Екатерина Валерьевна 

Научный руководитель
кандидат юридических наук, доцент
Зав. кафедрой государственно
правовых дисциплин 
Виноградов Виктор Викторович

Дата защиты «__» __________20__г.
Оценка _________________________

Подпись 
научного руководителя___________





                                                  КАЛУГА 2017

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА.	5
1.1. Понятие форм (источников) права.	5
1.2. Виды форм (источников) права.	6
1.3. Виды источников права в Российской Федерации.	10
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.	13
2.1. Пределы действия нормативного правового акта во времени.	13
2.2. Пределы действия нормативного правового акта в пространстве.	14
2.3 Пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц.	16
ГЛАВА 3. ЗАКОН – КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА.	18
3.1 Понятие и признаки закона.	18
3.2. Виды законов.	18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.	22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.	24
























            
                                                             ВВЕДЕНИЕ
      
      В отечественной и зарубежной юридической литературе проблемам, которые касаются источников права, обычно уделяется повышенное внимание, данной теме посвящено множество диссертаций, монографий и т. д. 
      Понятие «источник права» столетиями толкуют и применяют правоведы всех стран. 
      Актуальность проблемы источников права проявляется в том, что в процессе изучения научной литературы, посвященной выбранной теме курсовой работы я отметила, что теоретики права неоднозначно трактуют формы его выражения вовне. Так, для обозначения этого явления в юридической литературе используются равнозначные понятия «форма права» и «источники права». В связи с этим, возникают известные трудности в терминологии, а также появляется проблема разграничения данных понятий, уточнения их смыслового содержания, а это еще раз подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы. 
      В процессе изучения обозначенной проблемы определена цель исследования: исследование и анализ понятия и видов источников права, а также их структуры и содержания, и их системно-иерархического построения Поставленная мною цель обусловила необходимость решения нескольких задач:
      1. рассмотреть понятия «источник права» и проанализировать его;
      2. выявить основные виды источников права вообще и источников права в РФ и охарактеризовать их;
      3. рассмотреть отдельные источники права; 
      Объектом исследования являются формы (источники) права.
      Предметом исследования в данной работе являются источники права, в которых нашли отражение определенные ступени социального, экономического, политического, духовного и культурного развития общества. 
            Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть, использованы при изучении основополагающей юридической дисциплины - теории государства и права.
       Вопросы, которые касаются источников права, являются отправной точкой в процессе познания правовых институтов и самого права.
             В данной работе использована система разнообразных общенаучных и частнонаучных методов познания исследуемого вопроса. Для реализации целей и задач мною были использованы научные методы, такие как сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, а также метод анализа и толкования правовых актов.
      Структурно работа состоит из введения, трех глав, которые включают в себя восемь параграфов, заключения и библиографического списка.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      



           ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА.
                    
                             1.1. Понятие форм (источников) права.
         
      Прежде чем говорить о формах права, для начала соотнесем такие понятия как «форма права" и "источник права". Рассматривая их следует отметить, что они взаимосвязаны друг с другом, но не совпадают. Теоретики права выделяют две точки зрения согласно одной из которых данные понятия равнозначны, а согласно другой понятие "источник права" более широкое чем "форма права".
          Среди теоретиков государства и права не существует единого мнения о том, что следует понимать под источниками (формами) права. Первые трактуют источники права как деятельность государства по созданию правовых предписаний, вторые понимают под источниками права результат данной деятельности.1
      Под "источниками права" понимают способ с помощью которого закрепляются нормы права.
      Под "формой права" понимают лишь специфические "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права.
      Г. Ф. Шершеневич понимал под "источником права" следующее: "под этим именем понимаются: а) силы, творящие право, например, когда говорят, что источником права следует считать волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть; б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства, например, когда говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса, труды ученного Потье для французского кодекса Наполеона, Литовский статут для Уложения Алексея Михайловича; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права, например, когда говорят о работе по источникам, например, по Corpus juris civilis, по Русской Правде и т.п.; г) средства познания действующего права, например, когда говорят, что право можно узнать из закона.
      Особенности источников (форм) права:
       1) выражение нормативно закрепляемой воли граждан;
       2) закрепление и обеспечение политической власти народа, служба его интересам; 
      3) утверждение приоритетного значения демократических форм; 
      4) выражение демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных правовых актов в законодательном органе.    
      Таким образом, можно говорить о том, что разные ученые трактуют понятия «форма права» и «источник права» по-разному.   
                                                                                    
                                 1.2. Виды форм (источников) права.


      Среди источников права можно выделить три основных вида, среди них нормативные юридические акты, судебный или административный прецедент, а также санкционированные обычаи. 
      Нормативные юридические акты - это официальные документы, которые как правило содержат юридические нормы, а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы. 
      Судебный или административный прецедент - это судебное или административное решение по определенному юридическому делу, имеющее общеобязательное юридическое значение. 
      Санкционированные обычаи - это правила, вошедшие в привычку в течение определенного времени, которым государство придает общеобязательное значение, а также контролирует их соблюдение. 
      Рассмотрим более подробно некоторые источники права.
      Правовой обычай как источник права.
      Под правовым обычаем зачастую понимается правило поведения, которое сложилось в результате его применения в течение длительного времени. 
      В Российской Федерации правовой обычай закреплен в статье 5                    Гражданского кодекса: "Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе." Также отсылка к обычаю в Гражданском кодексе Российской Федерации содержится, например, в статье 309: "Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями." 
      Обычай зачастую способен выполнять правовосполнительную роль. Его также применяют в случае неурегулированности нормами тех или иных отношений в обществе, а также при нахождении пробелов в законодательстве.
      Нормативный правовой акт. 
      Нормативный правовой акт - это официальный акт, который устанавливает нормы права, вводит их в действие, а также изменяет или отменяет правила общего характера. Нормативный правовой акт считается самым распространенным источником права. 
      Выделяют следующие ризнаки, отличающие нормативные правовые акты от иных актов: 
      1) содержат в себе обязательные для всех нормы - правила поведения, которые являются выражением государственной воли; 
      2) имеют строго определенную документальную форму и принимаются в строго определенном порядке компетентными органами; 
      3) направлены на регулирование наиболее типичных общественных отношений; 
      4) имеют длительное действие; 
      5) адресуются ко всем, либо к неопределённо большому числу субъектов.
      Правовой акт, имеющий высшую юридическую силу воздействует на правовой акт меньше юридической силы. Так, статья 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации." "Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам."(статья 90 Конституции РФ)
      Судебный прецедент. 
      Судебный прецедент - это решение вышестоящего органа по какому-либо определенному делу, которое в будущем может использоваться как решение по аналогичному делу. 
      В России судебный прецедент не получил большого распространения.  Он не является официальным источником права в РФ, однако на практике допускается принятие его во внимание при разрешении споров.
      Договор как источник права.
      Следует сказать, что далеко не каждый договор является источником права. Как правило, источником права является только нормативный договор.
       Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, определяющие права и обязанности сторон. Нормативный договор является основным источником международного права.
      Выделяются следующие признаки нормативного договора: 
      1) добровольное согласие сторон на заключение договора; 
      2) равенство субъектов, заключивших договор; 
      3) участие в нем государственных сторон, юридических лиц, которые обладают нормотворческими полномочиями; 
      4) длительное действие и неоднократное применение; 
      5) специальная процедура заключения и особый порядок рассмотрения конфликтов и споров, которые связаны с исполнением договора. 
      Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации: " Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения."
      Различают внутригосударственные и международные договоры. 
      Внутригосударственный договор - это обычно соглашение которое призвано регулировать отношения между Российской Федерацией и её субъектами, а также между различными субъектами Российской Федерации, заключенное по вопросам, которые представляет общий интерес для них. 
      Международный договор - это договор между государствами и субъектами международного права по вопросам, которые имеет общий интерес для сторон.
      В Венской конвенции о праве международных договоров (статья 2) содержится даже определение договора: "Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".2
      Правовая доктрина и иные источники права.
      Правовую доктрину и другие источники права теоретики государства и права либо вообще не рассматривают, а если и рассматривают, то в общем контексте.3
      Правовая доктрина - это идеи, а также высказывания великих ученых, которые они изложили в своих трудах и из которых выводятся правила поведения, имеющие обязывающий характер. 
      Наибольшее распространение данный источник права получил в мусульманских странах. 
      Выделяют так же и специфические источники права такие как религиозные тексты, труды мыслителей, суждения вождей и т. д.
      Можно подытожить, состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье.
      
            1.3. Виды источников права в Российской Федерации.

      Среди всех источников права применительно к Российской Федерации следует говорить о трех видах это о правовой обычай, нормативный договор и нормативный акт. Каждый из этих видов источников права имеет различную сферу применения и отличается по своему значению.. 
      Рассмотрим подробнее источники права РФ.
      В иерархическом порядке источники права можно расположить следующим образом: 
      1) Конституция РФ;
      2) федеральные конституционные законы;
      3) федеральные законы;
      4) нормативные указы Президента РФ;
      5) постановления Правительства РФ;
      6) нормативные акты министерств и ведомств РФ;
      7) законы субъектов РФ;
      8) подзаконные акты субъектов РФ.
      Охарактеризуем некоторые источники отдельно.
      Конституция Российской Федерации – это нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. В Конституции закрепляются основы экономического строя, политического строя, права и свободы человека, а также  федеративное устройство Российской Федерации.
      Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить Конституции.
      На сегодняшний день действующей Конституцией РФ является Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года. 
      Федеральные Конституционные законы принимаются по вопросам, которые указаны в Конституции РФ. Данные законы отличаются сложной процедурой принятия. Федеральный Конституционный Закон РФ считается принятым, если его одобряют 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 1/2, голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
      Эти законы принимаются по следующим вопросам, указанным в Конституции:
      1) о порядке принятия нового субъекта в состав РФ;
      2) об изменении статуса субъекта РФ; 
      3) об установлении Государственного флага, герба и гимна РФ, их описании и порядке официального использования;
      4) о порядке деятельности Правительства РФ;
      5) о режиме чрезвычайного и военного положения, о порядке созыва Конституционного Собрания.
      Федеральные законы следуют за ФКЗ по юридической силе. Они делятся на кодексы и некодифицированные законы. 
      Данные законы - принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него отдано более половины от общего числа его членов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
      Как правило, нормативные указы президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указы президента распространяются на всю территорию государства и обязательны для исполнения. Они обязаны соответствовать Конституции и федеральным законам. 
      Акты правительства – это постановления, содержащие нормы права и распоряжения, регулирующие оперативно-технические вопросы. 
      Как правило, данные акты регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.
      Среди законов субъектов РФ выделяются законы, которые обладают высшей юридической силой на территории субъекта РФ, это конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации. 
      Согласно Конституции РФ, любой субъект Российской Федерации имее право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой государственной власти").
      Нормативный договор — это отдельный вид источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз. К источникам права РФ также относятся и международные договоры и признанные Россией международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов, действуют в России непосредственно.
      Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ. 
      В данной главе я подробно рассмотрела соотношение понятий "источник права" и "форма права", определила понятие источников (форм) права, а также выделила отдельные виды источников права. Выяснила, что правовой обычай, нормативно-правовой акт и нормативный договор являются основными видами источников права в России.
       
      
      
      
      
      
      

         ГЛАВА 2. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
       
       2.1. Пределы действия нормативного правового акта во времени. 

      
      Выделяют следующие пределы действия нормативно-правовых актов: временные, пространственные и субъектные.
      Действие нормативного акта обусловлено определенным моментом его вступления в силу и утратой юридической силы. Отправным моментов вступления нормативного правового акта в юридическую силу, согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу". 
      Нормативные указы Президента или постановления правительства общего характера, которые касаются прав и свобод граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования. 
      Среди официальных источников опубликования нормативных актов можно выделить: "Российская газета", "Парламентская газета", «Официальный интернет-портал правовой информации» и др.
      Нормативные правовые акты вступают одновременно по общему правилу и в полном объеме, однако возможны случаи, когда допускается поэтапное вступление актов в юридическую силу. 
      Действие нормативного правового акта прекращается по следующим обстоятельствам:
      1) по истечении срока действия, в том случае если нормативный акт имеет временный характер;
      2) при прямой отмене раннее действующего акта указанием компетентного органа об отмене данного акта или при косвенной отмене, когда издается новый акт, который заменяет предыдущий акт;
      3) признание нормативного правового акта не конституционным, т. е. не действительным;
      4) при фактической замене, вступление в законную силу нового нормативно правового акта, который регулирует те же отношения, но другим образом.
      Говоря о границах действия нормативных правовых актов необходимо учитывать два важных аспекта:
1) Нормативный правовой акт не имеет «обратной силы»
 «Обратная сила» закона означает, что действие закона распространяется на общественные отношения, которые возникли до вступления его в силу. Нормативный акт действует только в отношении тех обстоятельств, которые возникли после вступления акта в юридическую силу. 
Однако имеются случаи, когда это правило является исключением, но это бывает довольно редко. Если об этом указано в самом акте или, когда ему придается «обратная сила» компетентным органом. 
               2) «Переживание» нормативного правового акта означает, что акт, который утратил свою силу, продолжает регулировать, возникшие в период его действия, отношения которые в момент утраты им законной силы еще не завершились. 
                  Итак, говоря о пределах действия нормативно-правововых актов во времени необходимо учитывать три очень важных обстоятельства: это момент вступления акта в законную силу, а также момент прекращения его действия и применение юридических норм, установленных нормативным актом к отношениям, которые возникают до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

       2.2. Пределы действия нормативного правового акта в пространстве.


      Действие нормативного акта в пространстве означает распространение акта на определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция органа, которым он был издан. 
      Территорией Российской Федерации считается ее водное, сухопутное пространство, находящееся внутри государственных границ, а также воздушное пространство над ими и недра. В Конституции Российской Федерации в части 1, статье 67 закрепляется понятие государственной территории. 
      По территориальному признаку нормативные правовые акты подразделяются на: 
1) акты, действие которых распространяется на всю территорию государства;
2) акты, охватывающие лишь часть территории государства.
Однако существуют федеральные акты. Они распространяются за пределы территории страны. В этом случае стоит говорить о экстерриториальнности действия закона. Под экстерриториальностью акта понимают возможность применения к действиям, которые совершены на территории одной страны, законодательства другого государства. Примером является части 1,2,3 статьи 12 Уголовного кодекса РФ: «Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и, если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершенно преступление» 
             Нормативные акты распространяют свое действие на территорию всего государства (это федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления); на территорию субъектов Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов); на локальную территорию и на указанную в акте территорию.
      Если появляется проблема о соотношении нормативных актов, работающих на всей территории государства и на ее отдельных частях, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.
      Действие нормативных актов в пространстве может зависеть от:
1) юридической силы акта;
2) уровня государственного органа, который принял этот акт.
            Таким образом, суть действия нормативных актов в пространстве состоит в том, что, нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.
 
     2.3 Пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц.


      Действие нормативного акта по кругу лиц означает распространение действий акта, на всех лиц, (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) находящихся на территории, где данный акт имеет юридическую силу. 
      На территории России нормативные правовые акты действуют в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций. Однако существуют и особые нормативные акты, распространяющиеся исключительно на отдельные категории граждан или должностных лиц (среди них, например, пенсионеры, военнослужащие, студенты, госслужащие, врачи, судьи, прокуроры, депутаты и т. д.)
      Важно также отметить, что существует принцип гражданства, который гласит: граждане России, где бы они не находились обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другой страны, то он будет нести уголовную ответственность по законам России, даже если это правонарушение не является преступлением в той стране, где оно было совершено.
      Особая категория адресатов нормативных актов — это лица, имеющие двойное гражданство; беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством становятся субъектами правоотношений нескольких государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств, также становятся адресатами законодательства двух или более государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.
      Представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) имеют право дипломатического иммунитета. Если возникает вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, то он решается дипломатическим путем.
            Тем самым, действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, которые находятся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства данного государства, в котором они находятся.
      В данной главе я подробно рассмотрела действие нормативно-правового акта во времени (момент вступления в законную силу, момент прекращения действия и «обратная сила закона»), в пространстве и по кругу лиц (граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства). 
      
      
      
      
      
      
      
      
      
           ГЛАВА 3. ЗАКОН – КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА. 

                                   3.1 Понятие и признаки закона. 


      Законом является нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке законодательными органами или референдумом, обладающий высшей юридической силой. Закон выражает волю народа и регулирует наиболее важные общественные отношения. 
      Законы занимают особое место в системе нормативно-правовых актов.
      Перечислим основные признаки законов: 
1) имеют особый порядок подготовки и принятия; 
2) регулирует важные общественные отношения;
3) в идеале выражает волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой и никакие подзаконные акты не могут противоречит законам; 
5) принимается либо законодательным органом, либо в порядке референдума. 
      Л. А. Морозова понимала под понятием закон следующее: Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.4
                                          
                                              3.2. Виды законов. 


      Рассмотрим классификацию законов, из книги "Теория государства и права" авторов Н.И. Матузова и А.В. Малько.
      Согласно их теории, законы можно подразделить по следующим критериям:
      по юридической силе (Среди которых Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
      по субъектам законотворчества (на законы, принимаемые в результате референдума или законодательным органом);
      по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.);
      по сроку действия (постоянные законы и временные законы); 
      по характеру (текущие и чрезвычайные);
      по сферам действия (общефедеральные и региональные);
      по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.д.);
      по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
      по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
      К подзаконным актам обычно относят нормативные акты, которые принимаются соответствующими органами исполнительной власти. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы. Но несмотря на это подзаконные акты имеют также важное значение в регулировании общественных отношений. Они играют вспомогательную и детализирующую роль.
      Среди подзаконных актов можно выделить следующие:
      1. Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, являясь главой государства, принимает акты, занимающие следующее после законов место. Важная роль отводится указам. 
      В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
      2.Постановления Правительства РФ. Являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
      3.Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако существуют и такие, которые имеют общее значение, они выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов
      4.Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).
      5.Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
      6.Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетентных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
      7.Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
      Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, которые в свою очередь подразделяются на соответствующие виды.
      В заключительной главе я рассмотрела закон в качестве основного источника права, а также классификацию видов законов. Приведенная мною классификация законов отображает правовую действительность, а также достижения юридической науки. Она может быть очень полезна для законотворческой деятельности и четкого упорядочения всего массива законодательства.






























                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 
             На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в юридической науке существует два понятия "форма права" и "источник права". Однако большинство ученых считает, что данные понятия совпадают друг с другом. Этого же мнения я придерживалась при написании данной работы. 
      В ходе написания работы я выяснила, что источниками права считаются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы (например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления). В указанных актах содержатся правила поведения, которые исходят из соответствующих компетентных органов. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
      В данной работе я рассмотрела следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор и другие. Более подробно были рассмотрены нормативно-правовой акт и закон.
      Для раскрытия многих явлений правовой действительности имеет большое значение выявление круга источников. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.
      Таким образом, можно сделать вывод, о том, что формы (источники) права являются началом в процессе познания как всех остальных правовых институтов, так и самого права.
       Юридическая наука своевременно готовит пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.
      От качества этой системы права во многом зависит прочность законности в государстве.
      Существуют основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве:
      1) необходимо учитывать юридические традиции России, брать лучшее из дореволюционной правовой системы;
      2) подготавливать специальные издания об основных формах права; 
      3) зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
    .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44